Заголовок: Централизованный экзамен по биологии, 2023 год.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология ЦЭ
Вариант № 2

Централизованный экзамен по биологии, 2023 год.

1.  
i

Объ­ект, ко­то­рый яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции жизни, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
2.  
i

Уче­ник, рас­смот­рев ри­сун­ки А–Б, пред­по­ло­жил, что изоб­ра­жен­ные на них ор­га­низ­мы от­но­сят­ся к раз­ным видам. Какой кри­те­рий вида он ис­поль­зо­вал?

 

АБ
1) фи­зио­ло­ги­че­ский;
2) мор­фо­ло­ги­че­ский;
3) био­хи­ми­че­ский;
4) эко­ло­ги­че­ский;
5) ге­не­ти­че­ский.
3.  
i

Ука­жи­те функ­ци­о­наль­ную груп­пу, в ко­то­рую вхо­дит ор­га­низм, про­пу­щен­ный в при­ве­ден­ной паст­бищ­ной цепи пи­та­ния:

пше­ни­ца  → ...  → еж.

1) ре­ду­цен­ты;
2) про­ду­цен­ты;
3) дет­ри­то­фа­ги;
4) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка;
5) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка.
4.  
i

К био­ген­но­му ве­ще­ству био­сфе­ры от­но­сит­ся(-ятся):

1)   кварц;
2)   почва;
3)   гра­нит;
4)   из­вест­ня­ки;
5)   мик­ро­ор­га­низ­мы Ми­ро­во­го оке­а­на.
5.  
i

Тром­бо­пла­стин в живых ор­га­низ­мах глав­ным об­ра­зом вы­пол­ня­ет функ­цию:

1) за­щит­ную;
2) за­па­са­ю­щую;
3) струк­тур­ную;
4) ре­гу­ля­тор­ную;
5) со­кра­ти­тель­ную.
6.  
i

Ука­жи­те од­но­мем­бран­ную кле­точ­ную струк­ту­ру, ко­то­рая пред­став­ля­ет собой си­сте­му упло­щен­ных ци­стерн и свя­зан­ных с ними пу­зырь­ков:

1)   ядро;
2)   цен­три­оль;
3)   хло­ро­пласт;
4)   кле­точ­ный центр;
5)   ком­плекс Голь­д­жи.
7.  
i

Ор­га­низм с ге­но­ти­пом FFgg яв­ля­ет­ся:

1)   ди­го­мо­зи­го­той;
2)   ди­ге­те­ро­зи­го­той;
3)   ге­те­ро­зи­го­той по пер­вой паре ал­ле­лей и го­мо­зи­го­той по вто­рой паре ал­ле­лей;
4)   ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той по пер­вой паре ал­ле­лей и ге­те­ро­зи­го­той по вто­рой паре ал­ле­лей;
5)   до­ми­нант­ной го­мо­зи­го­той по пер­вой паре ал­ле­лей и ге­те­ро­зи­го­той по вто­рой паре ал­ле­лей.
8.  
i

Для по­лу­че­ния но­во­го сорта то­ма­та в ДНК ис­ход­но­го сорта вне­сен ген мо­ро­зо­устой­чи­во­сти. Уче­ные при­ме­ни­ли:

1) мас­со­вый отбор;
2) есте­ствен­ный отбор;
3) ге­не­ти­че­скую ин­же­не­рию;
4) от­да­лен­ную ги­бри­ди­за­цию;
5) ин­ду­ци­ро­ван­ный му­та­ге­нез.
9.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в по­сле­до­ва­тель­но­сти,опре­де­ля­ю­щей место че­ло­ве­ка в зоо­ло­ги­че­ской си­сте­ме:

класс Мле­ко­пи­та­ю­щие  → ?  → тип Хор­до­вые.

1)   под­тип Го­мини­ды;
2)   цар­ство Жи­вот­ные;
3)   се­мей­ство При­ма­ты;
4)   под­тип По­зво­ноч­ные;
5)   се­мей­ство На­сто­я­щие звери.
10.  
i

Ли­сич­ка  — это:

1) ли­шай­ник;
2) тру­то­вый гриб;
3) шля­поч­ный гриб;
4) ци­анобак­те­рия;
5) плес­не­вый гриб.
11.  
i

На схеме стро­е­ния по­бе­га циф­рой 2 обо­зна­че­но(-ен; -а):

1) узел;
2) донце;
3) меж­до­уз­лие;
4) бо­ко­вой побег;
5) конус на­рас­та­ния.
12.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в по­сле­до­ва­тель­но­сти, от­ра­жа­ю­щей про­дви­же­ние пищи по пи­ще­ва­ри­тель­но­му трак­ту у со­ба­ки:

пи­ще­вод  → ?  → ки­шеч­ник.

1) кло­ака;
2) же­лу­док;
3) ро­то­вая по­лость;
4) желч­ный пу­зырь;
5) под­же­лу­доч­ная же­ле­за.
13.  
i

Жаба ка­мы­шо­вая в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) до­ми­нант­ным видом;
2) видом-кос­мо­по­ли­том;
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты;
4) объ­ек­том про­мыш­лен­но­го раз­ве­де­ния;
5) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.
14.  
i

Цен­траль­ный отдел слу­хо­вой сен­сор­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в себя:

1) слу­хо­вой нерв;
2) слу­хо­вые ко­сточ­ки;
3) па­лоч­ки и кол­боч­ки;
4) ре­цеп­тор­ные клет­ки улит­ки;
5) кору ви­соч­ной доли боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга.
15.  
i

У че­ло­ве­ка кости пясти вхо­дят в со­став ске­ле­та:

1) ту­ло­ви­ща;
2) та­зо­во­го пояса;
3) пле­че­во­го пояса;
4) сво­бод­ной ниж­ней ко­неч­но­сти;
5) сво­бод­ной верх­ней ко­неч­но­сти.
16.  
i

У че­ло­ве­ка пи­ще­ва­ри­тель­ный фер­мент ли­па­за рас­щеп­ля­ет:

1) белки;
2) жиры;
3) клет­чат­ку;
4) ми­не­раль­ные соли;
5) нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты.
17.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

При­мер

A)  кис­лот­ность почвы

Б)  ат­мо­сфер­ные осад­ки

B)  га­зо­вый со­став ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха

Г)  по­ло­же­ние мест­но­сти от­но­си­тель­но сто­рон го­ри­зон­та

Под­груп­па абио­ти­че­ских эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров

1)  эда­фи­че­ские

2)  кли­ма­ти­че­ские

3)  оро­гра­фи­че­ские

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗГ2.

18.  
i

Ука­жи­те пары ор­га­низ­мов, вза­и­мо­от­но­ше­ния между ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся при­ме­ром хищ­ни­че­ства:

 

1)  сова и мышь;

2)  стре­ко­за и комар;

3)  белый гриб и бе­ре­за;

4)  вирус та­бач­ной мо­за­и­ки и рас­те­ние табак;

5)  белый мед­ведь и песец, ко­то­рый пи­та­ет­ся остат­ка­ми до­бы­чи мед­ве­дя.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

19.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых при­ве­ден­ная со­во­куп­ность ор­га­низ­мов со­став­ля­ет по­пу­ля­цию:

 

1)  ко­су­ли и лоси, оби­та­ю­щие в одном лесу;

2)  все виды бак­те­рий, оби­та­ю­щие в реке При­пять;

3)  особи окуня обык­но­вен­но­го, оби­та­ю­щие в озере Дри­свя­ты;

4)  хвой­ные и лист­вен­ные де­ре­вья, про­из­рас­та­ю­щие на Мин­ской воз­вы­шен­но­сти;

5)  особи рыси ев­ро­пей­ской, оби­та­ю­щие в Бе­ре­зин­ском био­сфер­ном за­по­вед­ни­ке.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.

20.  
i

Фор­му­лой 2n4с (n  — набор хро­мо­сом, с  — ко­ли­че­ство хро­ма­тид) опи­сы­ва­ет­ся со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции в клет­ке че­ло­ве­ка во время:

 

1)  про­фа­зы ми­то­за;

2)  те­ло­фа­зы мей­о­за I;

3)  ме­та­фа­зы мей­о­за II;

4)  ана­фа­зы ми­то­за у каж­до­го по­лю­са клет­ки;

5)  ана­фа­зы мей­о­за у каж­до­го по­лю­са клет­ки;

6)  пре­син­те­ти­че­ско­го (G1) пе­ри­о­да ин­тер­фа­зы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

21.  
i

Ука­жи­те, из кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка раз­ви­ва­ют­ся при­ве­ден­ные ор­га­ны и ткани по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

Орган (ткань)

A)  се­мен­ник

Б)  мо­че­точ­ник

B)  эпи­те­лий же­луд­ка

За­ро­ды­ше­вый ли­сток

1)  эн­то­дер­ма

2)  эк­то­дер­ма

3)  ме­зо­дер­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗ.

22.  
i

Опре­де­ли­те эле­мен­ты жи­во­го ор­га­низ­ма по опи­са­ни­ям:

Опи­са­ние

А)  мак­ро­эле­мент; вхо­дит в со­став бел­ков, нук­ле­и­но­вых кис­лот, АТФ

Б)  мак­ро­эле­мент; вхо­дит в со­став ми­не­раль­ных солей эмали зубов; обес­пе­чи­ва­ет со­кра­ще­ние мы­шеч­ных во­ло­кон

В)  мик­ро­эле­мент; вхо­дит в со­став ге­мо­ци­а­ни­нов (ды­ха­тель­ных пиг­мен­тов не­ко­то­рых бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных)

Эле­мент

1)  азот

2)  медь

3)  хлор

4)  каль­ций

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗ.

23.  
i

Путем эк­зо­ци­то­за осу­ществ­ля­ют­ся:

 

1)  по­ступ­ле­ние в клет­ку ионов калия;

2)  по­гло­ще­ние ви­ру­сов мак­ро­фа­га­ми;

3)  вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот вор­син­ка­ми ки­шеч­ни­ка;

4)  сек­ре­ция со­ма­то­тро­пи­на клет­ка­ми ги­по­фи­за;

5)  вы­ве­де­ние из клет­ки син­те­зи­ро­ван­ных био­по­ли­ме­ров.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

24.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры дей­ствия ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

 

1)  фор­ми­ро­ва­ние у сор­ня­ков устой­чи­во­сти к новым ядо­хи­ми­ка­там;

2)  ре­дук­ция хло­ро­пла­стов у рас­те­ний при пе­ре­хо­де к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни;

3)  под­дер­жа­ние вы­со­кой проч­но­сти тка­ней цвет­ков у рас­те­ний, опы­ля­е­мых ле­ту­чи­ми мы­ша­ми;

4)  пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние лан­цет­ни­ков, име­ю­щих ти­пич­ное для вида по­лу­про­зрач­ное тело;

5)  фор­ми­ро­ва­ние у глу­ха­рей гу­сто­го опе­ре­ния на паль­цах ног при за­се­ле­ний тер­ри­то­рии с более хо­лод­ным кли­ма­том.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.

25.  
i

Уча­сток транс­кри­би­ру­е­мой цепи мо­ле­ку­лы ДНК имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

ТГЦ ГТТ ГГТ ГАА ГГГ АТЦ ГГЦ.

Сколь­ко мо­ле­кул про­ли­на вклю­чит­ся в пеп­тид при транс­ля­ции, если из­вест­но, что ами­но­кис­ло­ту про- лин в ри­бо­со­му могут до­ста­вить тРНК, име­ю­щие ан­ти­ко­до­ны ГГА, ГГГ, ГГУ, ГГЦ, а стоп-ко­до­ном яв­ля­ет­ся кодон УАГ?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

26.  
i

В про­цес­се кле­точ­но­го ды­ха­ния про­изо­шло пол­ное рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы и об­ра­зо­ва­лось 152 моля АТФ. Рас­счи­тай­те, сколь­ко молей уг­ле­кис­ло­го газа при этом об­ра­зо­ва­лось в ре­зуль­та­те этапа ды­ха­ния, про­те­ка­ю­ще­го в ми­то­хон­дри­ях.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

27.  
i

Одно из ауто­сом­ных за­бо­ле­ва­ний че­ло­ве­ка, свя­зан­ное с на­ру­ше­ни­ем син­те­за ге­мо­гло­би­на, на­блю­да­ет­ся в двух фор­мах: тя­же­лой (у до­ми­нант­ных го­мо­зи­гот) и лег­кой (у ге­те­ро­зи­гот). Жен­щи­на с лег­кой фор­мой за­бо­ле­ва­ния и груп­пой крови А(II) вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну с лег­кой фор­мой за­бо­ле­ва­ния и груп­пой крови В(III). У их пер­во­го ре­бен­ка нор­маль­ный син­тез ге­мо­гло­би­на и груп­па крови 0(I). Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния в этой семье ре­бен­ка с лег­кой фор­мой за­бо­ле­ва­ния и груп­пой крови В(III), если при­зна­ки на­сле­ду­ют­ся не­за­ви­си­мо и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

28.  
i

В ка­ри­о­ти­пе льна обык­но­вен­но­го в норме 30 хро­мо­сом. В ре­зуль­та­те му­та­ге­не­за по­лу­че­но пять му­тант­ных форм с раз­ным на­бо­ром хро­мо­сом (А–Д). Для каж­дой из этих форм ука­жи­те вид му­та­ции, в ре­зуль­та­те ко­то­рой она об­ра­зо­ва­лась:

Набор хро­мо­сом му­тант­ной формы

А)  45

Б)  27

В)  54

Г)  19

Д)  17

Вид му­та­ции

1)  ин­вер­сия

2)  три­со­мия

3)  мо­но­со­мия

4)  нул­ли­со­мия

5)  по­лип­ло­и­дия

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В2Г5Д4.

29.  
i

Ука­жи­те, ка­ко­му спо­со­бу ви­до­об­ра­зо­ва­ния со­от­вет­ству­ет каж­дый из при­ве­ден­ных при­ме­ров:

При­мер

A)  по­яв­ле­ние в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла по­пу­ля­ций ло­со­ся с раз­ны­ми сро­ка­ми не­ре­ста

Б)  об­ра­зо­ва­ние под­ви­дов ти­мья­на пол­зу­че­го после раз­де­ле­ния аре­а­ла из-за со­зда­ния во­до­хра­ни­ли­ща

B)  по­яв­ле­ние близ­ко­род­ствен­ных видов чаек в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла ис­ход­но­го вида

Г)  по­яв­ле­ние по­лип­ло­ид­ной формы улит­ки ви­но­град­ной в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла с ис­ход­ным ди­пло­ид­ным видом

Ви­до­об­ра­зо­ва­ние.

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В2Г2.

30.  
i

Из­вест­но, что воз­бу­ди­те­лем чумы яв­ля­ет­ся ге­те­ро­троф­ная аэроб­ная ба­цил­ла. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний тек­ста, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

(1) Воз­бу­ди­тель чумы  — ко­рот­кая па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия. (2) Она не имеет жгу­ти­ка и не об­ра­зу­ет спор. (3) Для сво­е­го раз­ви­тия бак­те­рия нуж­да­ет­ся в на­ли­чии сво­бод­но­го кис­ло­ро­да; оп­ти­маль­ный тем­пе­ра­тур­ный режим  — в пре­де­лах 27−28 °С. (4) Хо­ро­шо рас­тет на пи­та­тель­ных сре­дах, со­дер­жа­щих ами­но­кис­ло­ты, уг­ле­во­ды. (5) Она устой­чи­ва к низ­ким тем­пе­ра­ту­рам, хо­ро­шо пе­ре­но­сит за­мо­ра­жи­ва­ние, чув­стви­тель­на к воз­дей­ствию пря­мо­го сол­неч­но­го света.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

31.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние го­ро­ха по­сев­но­го, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го в иерар­хии так­со­на, шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Горох;

2)  тип Се­мен­ные;

3)  цар­ство Рас­те­ния;

4)  класс Дву­доль­ные;

5)  отряд Од­но­лет­ние;

6)  се­мей­ство Бо­бо­вые;

7)  вид Горох по­сев­ной;

8)  отдел По­кры­то­се­мен­ные.

32.  
i

Опре­де­ли­те плод по опи­са­нию:

соч­ный; од­но­се­мян­ный; внут­рен­ний слой око­ло­плод­ни­ка твер­дый, де­ре­вя­ни­стый; ха­рак­те­рен для вишни.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

33.  
i

Ука­жи­те виды жи­вот­ных, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же типу:

 

1)  це­пень бычий;

2)  сли­зень са­до­вый;

3)  ак­ти­ния тол­сто­ро­гая;

4)  каль­мар ги­гант­ский;

5)  три­хи­нел­ла спи­раль­ная;

6)  пер­ло­ви­ца обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

34.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у реч­но­го рака за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма;

2)  му­равьи, осы и жу­же­ли­цы раз­ви­ва­ют­ся с пол­ным пре­вра­ще­ни­ем;

3)  у мухи и пчелы вто­рая пара кры­льев ви­до­из­ме­не­на в жуж­жаль­ца;

4)  в от­ли­чие от май­ско­го жука у паука-кре­сто­ви­ка от­сут­ству­ют усики;

5)  у краба и паука-се­но­кос­ца рост со­про­вож­да­ет­ся пе­ри­о­ди­че­ски­ми линь­ка­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

35.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую осо­бен­но­сти стро­е­ния его кро­ве­нос­ной си­сте­мы:

 

Жи­вот­ное (взрос­лая особь)Схема стро­е­ния Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую осо­бен­но­сти стро­е­ния его кро­ве­нос­ной си­сте­мы:
123

A)  кета

Б)  ля­гуш­ка озер­ная

B)  че­ре­па­ха бо­лот­ная

Г)  акула тиг­ро­вая

Д)  са­ла­манд­ра обык­но­вен­ная

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В2Г2ДЗ.

36.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

 

1)  эрит­ро­ци­ты имеют форму дво­я­ко­во­гну­то­го диска;

2)  тром­бо­ци­ты участ­ву­ют в про­цес­се свер­ты­ва­ния крови;

3)  не­до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство лей­ко­ци­тов яв­ля­ет­ся при­чи­ной ге­мо­фи­лии;

4)  ис­кус­ствен­ный им­му­ни­тет бы­ва­ет врож­ден­ным, при­об­ре­тен­ным, ак­тив­ным и пас­сив­ным;

5)  одна из функ­ций крови  — пи­та­тель­ная, она за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­но­се ве­ществ от ор­га­нов, где они вса­сы­ва­ют­ся или за­па­са­ют­ся, к месту их по­треб­ле­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

37.  
i

Ука­жи­те ре­флек­сы, кон­тро­ли­ру­е­мые ав­то­ном­ной нерв­ной си­сте­мой че­ло­ве­ка:

 

1)  от­дер­ги­ва­ние руки от го­ря­че­го пред­ме­та;

2)  по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры тела во время фазы мед­лен­но­го сна;

3)  быст­рое смы­ка­ние век при вне­зап­ном при­бли­же­нии ка­ко­го-либо объ­ек­та;

4)  ак­ти­ва­ция сек­ре­ции пота при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды;

5)  суже­ние зрач­ков при пе­ре­хо­де из слабо осве­щен­но­го по­ме­ще­ния в ярко осве­щен­ное.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

38.  
i

У че­ло­ве­ка было ди­а­гно­сти­ро­ва­но вос­па­ле­ние сред­не­го уха. На­зна­чен­ный ле­кар­ствен­ный пре­па­рат вво­ди­ли в яго­дич­ную мышцу пра­вой ниж­ней ко­неч­но­сти. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность пе­ре­ме­ще­ния ле­кар­ства до ор­га­на-ми­ше­ни, ис­поль­зуя все при­ве­ден­ные эле­мен­ты:

 

1)  левая по­ло­ви­на серд­ца;

2)  пра­вая по­ло­ви­на серд­ца;

3)  вены ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

4)  вены боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

5)  ар­те­рии ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

6)  ар­те­рии боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

7)  ка­пил­ля­ры ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132567.